article-spots
article-carousel-spots
programs
Технологии
Как стать UX/UI дизайнером
20 мар.

Кто такие UX/UI дизайнеры, какие задачи они выполняют, как сделать первые шаги в карьере и какой вектор дальнейшего развития выбрать? Разобраться в теме помогает Богдан Побережный, Lead Designer в EPAM.

Про свой путь в UX/UI дизайн

Я с детства любил рисовать и склонялся к творчеству, поэтому довольно рано определился, в каком направлении хочу развиваться. И хотя учился на аналитика, уже с первых дней в университете начал работать с графическими программами — в основном обрабатывал изображения.

Графический дизайн — это отличный выбор для новичка, которому нужно набить руку в работе с инструментами.

Потом была первая работа графическим дизайнером, а позднее, когда популярным стал скевоморфизм (стиль в дизайне, когда изображения в цифровых интерфейсах имитируют реальные предметы), я перешел в компанию, которая разрабатывала мобильные приложения. Когда я начал работать с дизайном интерфейсов, я понял, что почти ничего не знаю о дизайн-процессах, UX-активностях и роли дизайнера на проекте. Это подтолкнуло быстрее осваивать новые навыки и развиваться в UX/UI дизайне.

Специфика работы UX/UI дизайнера

UX/UI дизайнер — это специалист, разрабатывающий интерфейсы, с которыми взаимодействует пользователь, например, сайты, мобильные приложения, платежные системы, дешборды и пр. Основная задача UX/UI дизайнера — сделать использование таких продуктов максимально логичным, простым, удобным и приятным. Как следует из названия профессии, UX/UI дизайн объединяет два процесса:

  1. UX (user experience) дизайн — изучение потребностей пользователя и разработка продукта, которым будет удобно пользоваться.
  2. UI (user interface) дизайн — создание визуально комфортного для пользователя продукта, включая колористику, стилистику, размещение элементов на экране и т.д.

Работа дизайнера интерфейсов заключается только в рисовании? Нет, это далеко не так. UX/UI дизайнеры, прежде всего, фокусируются на позитивном опыте пользователя, а не на собственном творческом выражении. Львиная доля времени идет на сбор данных от заказчика, проведение интервью с пользователями и анализ полученной информации, создание концептов и идей, и воплощение их в жизнь. А само рисование может занимать не более 10% всего объема работы над проектом.

Нужно понимать, что в дизайне сложно создать идеальное финальное решение сразу, конечных решение может быть много. Всегда есть место для улучшений и обновлений.

Набор навыков, необходимый для старта в профессии UX/UI дизайнера

UX/UI дизайнер должен иметь набор навыков и личных качеств, которые помогут ему реализоваться как можно лучше в выбранном направлении.

Hard skills:

  • Владение профессиональными инструментами. Самый важный из них сейчас — это Figma, программа, которая покрывает практически все потребности дизайнера интерфейсов и постоянно обновляется. Дополнительным преимуществом будет знание графических редакторов: Adobe Photoshop — для редактирования изображений, Adobe Illustrator — для работы с векторной графикой. Кроме того, стоит освоить инструменты для командной работы, которые используются для создания разнообразных блок-схем и mindmaps, например, Miro.
  • Знание теории цвета и композиции. Эти навыки важны не только для создания хорошей визуальной составляющей, но и для успешного ваимодействия пользователя с интерфейсом.

Soft skills:

  • Коммуникационные навыки пригодятся для работы как с заказчиком, так и с командой проекта. Налаженная коммуникация между коллегами — это залог успешного результата.
  • Способность не теряться в стрессовых ситуациях. В рабочем процессе может возникать недопонимание, и это нормально. Стрессоустойчивость помогает экологично выйти из любой ситуации.
  • Навыки презентации. Еще один маст-хев для UX/UI дизайнера, ведь недостаточно разработать решение, нужно уметь презентовать его заказчику и объяснить, почему именно этот вариант лучше всего будет отвечать бизнес-целям и потребностям пользователей.
  • Life-long learning. UX/UI дизайнеры должны много учиться, следить за развитием технологий и актуальными трендами, обращать внимание на разные паттерны и подходы.

Образование и старт в профессии

Нужно ли высшее образование UI/UX дизайнеру — вопрос дискуссионный, но профильное обучение, к примеру образовательные программы ЕРАМ по направлению UI/UX дизайн, однозначно добавляет уверенности на старте. Обучение и работа с ментором, работа над пет-проектами, сбор портфолио — это то, на чем стоит сосредоточиться в первые полгода-год. Из личного опыта могу сказать, что, даже будучи новичком, не нужно бояться сложных заданий, нужно пробовать браться за них.

Про мотивацию к развитию

Лично меня очень привлекает творческий компонент этой профессии: работа над визуальной составляющей, поиск лучшего решения, постоянный анализ информации и генерация новых идей. А позитивные отзывы пользователей невероятно мотивируют развиваться дальше.

Среди сложностей — многозадачность, огромное количество встреч и коммуникации: с клиентами, проджект-менеджерами, разработчиками, коллегами-дизайнерами. Иногда это может выматывать.

Карьерные векторы

В UX/UI дизайне, как и многих других профессиях, можно расти вертикально — по уровням Trainee, Junior, Middle, Senior, Lead-специалист, Head of Design. Переход на новую позицию определяется большей самостоятельностью в принятии решений и выполнении заданий, а также экспертностью и опытом. Мое сотрудничество с EPAM продолжается уже более 10 лет, в течение которых я вырос до Lead-позиции. Эта роль уже предусматривает немало управленческой работы.

Из UX/UI дизайна можно перейти в продуктовый дизайн, развиваться в продакт-менеджменте или даже освоить программирование и перейти в UI-разработку.

Полезные ресурсы и книги для UI/UX дизайнеров

  • nngroup
  • smashingmagazine
  • medium
  • Don’t Make Me Think by Steve Krug 
  • About Face by Alan Cooper
  • The Human Interface by Jef Raskin
  • Design with Mind in Mind by Jeff Johnson
  • The Design of Everyday Things by Donald A. Norman
  • Emotional Design by Donald A. Norman
  • Visual and Statistical Thinking by Edvard Tafte
  • Envisioning Information by Edvard Tafte
  • The Art of Color by Johannes Itten
  • Typographie by Emil Ruder
  • The New Typography by Jan Tschihold
  • Making and Breaking the Grid by Timothy Samara
  • Value Proposition Design: How to Create Products and Services Customers Want by Alexander Osterwalder
  • 100 Things Every Designer Needs to Know about People by Susan Weinschenk
  • A Project Guide to UX Design by Russ Unger and Carolyn Chandler
  • The Elements of User Experience: User-Centered Design for the Web by Jesse James Garrett
  • Lean UX: Applying Lean Principles to Improve User Experience by Jeff Gothelf and Josh Seiden
  • Handbook of Usability Testing by Jeffrey Rubin and Dana Chisnell